Страницы

2/03/2015

Andrea Belfi — Natura Morta



Andrea Belfi
Natura Morta

Miasmah, 2014

Художник, создавая картину, стремится оживить ее, помочь зрителю ощутить за ней что-то неуловимое, быстротекущее. Что-то вроде свежести фруктов или женской красоты. Картина сама по себе - статичный объект, полотно с нанесенной на него краской. Именно зритель делает его живым. Во власти зрителя считать увиденное произведением искусства или просто грязной тряпкой, которую кто-то повесил на стену. Впрочем, все эти измышления не новы и каждый из пунктов того, что я сейчас говорю, неоднократно оспаривался тем или иным направлением изобразительного искусства. С музыкой же все еще сложнее - она не статична, для ее существования время так же необходимо, как краска для живописца. Остановите время - и музыки нет, она исчезла. Поэтому что может быть большим вызовом для композитора, как не задача, противоположная задаче художника? Остановить время с помощью чего-то, что само по себе может существовать только во времени? Выходит, что нужно создать иллюзию, наваждение - заставить слушателя ощутить остановку времени, не останавливая его на самом деле.

С подобной, лишь на первый взгляд абсурдной и невыполнимой задачей легко справляется дроун-эмбиент, особенно медитативно-спокойный и монотонный. Но в таком случае остановка времени или его полное отсутствие, как категории, ощущается только постфактум - когда сознание возвращается к привычному функционированию после сеанса прослушивания-медитации. А вот создать опыт безвременья, оставляя слушателя в привычном, бодрствующем уме - удалось господину Белфи, на своей новой пластинке. Это даже не эмбиент в строгом смысле - запись изобилует ритмикой и пульсациями, порой мелодии походят на старинные песни и вообще в целом создается ощущение некой "затерянности" - мы словно обнаружили неизвестный шедевр на пыльном чердаке. Запись будто была сделана в 70-е на заре экспериментального рока, но не удовлетворила создателей и весь и без того скудный тираж бросили в коробку с зачитанными позапрошлогодними журналами. Впрочем, такое ощущение характерно для многих релизов лейбла Miasmah, но здесь, кроме этой весьма востребованной в наши дни винтажности, можно найти еще кое-что. Словно картина, вывернутая своей сутью наоборот, словно музыка, обернувшаяся против собственного существа и предназначения, словно жизнь, начавшаяся лишь для неминуемой смерти - эта музыка повисает в пустоте. Эдакая экзистенциальная бездна, где нечто свершается ради собственного завершения. Самопожирающий парадокс, безвыходная петля абсурдности, словно саундтрек к рассказу Ф. Кафки. А может быть это просто иллюзорно оживший натюрморт, ведь обложка нас об этом предупреждала? И нечего идти дальше в домыслах. Это же просто Natura Morta - Мертвая Жизнь.

label page
listen at youtube

Комментариев нет:

Отправить комментарий

что вам думается по сему поводу, господа?