Страницы

12/25/2014

Radik Tyulyush — Chalama


Радик Тюлюш
Chalama

Self-released, 2013

На отечественной сцене в последние годы появилось немало исследователей народной музыки, или этники - как ее принято называть в музыкальной индустрии. Как правило это означает синтез народных песен с чем-то более современным, от рок-музыки до экспериментальной электроники, но в итоге общий знаменатель остается проглядывать столько же очевидно, как в алгебраических уравнениях для школьников. В какой-то момент может возникнуть закономерный вопрос: зачем, собственно, изобретать что-то заново и смешивать и без того самодостаточную музыку с чем-либо еще? Как правило, дается простой ответ, мол публика сейчас "чисто народную" музыку воспринимает плохо, так как темпы жизни растут, вкусы давно испорчены, посему заинтересовать кого-то переливами нот на гуслях (да еще без какого-то аккомпанемента!) дольше, чем на пять минут стало сложно. Конечно, жанр народной "песни и пляски" никуда не исчез, но практически целиком трансформировался в громадное количество ансамблей, которые творческое наследие в конвейерном режиме преподносят либо скучающим офисным работникам на корпоративах, либо изливают непомерными количествами на посетителей столь популярных нынче этно-фестивалей. Найти за всем этим какую-то искренность становится все сложнее, так как многократное немудреное повторение стирает древние песни и наигрыши до состояния булыжников в брусчатке - они блестят и крепко держатся, но удивляют разве что жителей тех городов, где промышленным асфальтом все исторические улицы закатали уже давным-давно.

Радик Тюлюш - исполнитель давно известный, опытный, и, что называется, знающий себе цену. Многие исполнители той или иной традиции горлового пения на волне бурного к нему интереса успели перепробовать себя и в джазе, и в академической музыке, и даже в откровенной попсе. Новый (уже второй) сольник Радика можно было бы назвать пост-этникой, если бы приставка "пост-" не была такой заезженной. Тем не менее, в звучании альбома ощущается все то, через что прошла и проходит сейчас народная музыка на своем пути к слушателю: нью-эйдж сессии и эзотерические семинары, "этно-джаз" и фолк-эмбиент, смешение инструментов самых разных традиций в одно целое... Но "Чалама" идет дальше, не размениваясь на модные тенденции. Это стопроцентно народная музыка, несмотря на присутствие в ней элементов современности. И стопроцентность эта обеспечивается тем, что альбом не упирается в рамки традиции с одной стороны, и не замутнен примесями современности - с другой. Это тувинская музыка в том виде, в котором она существует сейчас, живая, живущая, развивающаяся. Не замороженная в архивах этнографов, не поставленная на коммерческую окупаемость, не призванная веселить и развлекать. Эти песни отчетливы, как морозный воздух в легких, насыщены любовью к жизни и миру вокруг. Это то, что невозможно подделать, невозможно скопировать. Это просто ощущается и трудно поддается выражению в словах. Искренняя любовь к звукотворчеству видна за каждой композицией, а чувство и впечатление здесь гораздо более важны, чем следование какому-либо из правил. Приятное погружение в простор образов, созданных на диске "Чалама" обеспечивается еще и тем, что ни песня, ни музыка не отделяются друг от друга, единым целым перетекают из трека в трек и в какой-то момент можно вообще забыть о том, что играет музыка, а ты ее слушаешь. Все превращается в непрерывный поток событий, историй и состояний, каждое из которых впечатляет и вдохновляет. Поток, начало которого теряется в веках, уверенно несущий свои волны в бесконечность будущего.

listen / free download

Комментариев нет:

Отправить комментарий

что вам думается по сему поводу, господа?