Страницы

9/30/2014

SA))m0st'_10: Machinefabriek and more / 26.09.2014, Moscow


SA))m0st'_10
26 сентября, 2014 / Dream Industries Telegraph

Machinefabriek
Rombix
Метро 3
::vtol::
Dvory (Тверь)
Алексей Борисов
Alex Pleninger
Alexander Senko
Tasha Abramova


Последнее время мне все чаще везет на электроакустические концерты, несмотря на то, что дома я подобную музыку слушаю крайне редко. Что, впрочем, и к лучшему - только обладая hi-end оборудованием и терпеливыми соседями можно в полной мере оценить творчество большей части исполнителей данного направления. Что же касается московского фестиваля, организованного сообществами SoundArtist.ru и do_or_die, "соседи" (а точнее - радушные хозяева) Dream Industries Telegraph, судя по всему, сами были только за, да и аппаратура для прослушивания была выбрана более чем удачно - зал украшала мощная акустическая система Ampersound, дополненная несколькими колонками для квадро-звука, в режиме которого выступали несколько участников. Правда, забегая вперед, должен признаться, далеко не все исполнители возможностями системы воспользовались, и только на сете Рутгера Зюйдервельта акустика показала свой потенциал в полной мере (хотя он квадро и не использовал), но об этом чуть позже.


Открывала фестиваль скромная с виду девушка, объявленная как Tasha Abramova - ее сет сразу же заставил перейти от общения с друзьями к непосредственно прослушиванию не только странным, гипнотично замедленным видеорядом, но и весьма приятным звуком. За наслоениями гула при внимательном вслушивании раскрывались целые пласты сюжетов, каждый из которых уводил частичку внимания за собой, так что уже через несколько минут восприятие оказалось в рассредоточенно-опустошенном состоянии, из тишины которого очень интересно было наблюдать, как привычный поток сознания расслаивается вслед за музыкой. Насколько я понял, основные методы работы со звуком у госпожи Абрамовой - зацикливание и положительная обратная связь, однако со множеством меняющихся параметров, так что вся конструкция в целом звучала очень динамично. Что, кстати, составило явный контраст с выступлением следующего участника - Алексея Борисова. Его выступления мне доводилось слышать не раз и обычно они мало чем друг от друга отличались. В этот раз присутствовал незамысловатый видеоряд (серые панорамы из окна поезда), который своей линейностью только подчеркивал статику звука, извлекаемого корифеем шумовой сцены. Достаточно предсказуемый, все время удерживаемый в одном диапазоне громкости шум. По ходу дела пришла на ум фраза "шумовой фастфуд" - и я даже не могу сказать, плохо это или хорошо. Если говорить о сфере питания, то зачастую различные макдачные и сабвейные выручают гораздо лучше утонченных ресторанов, хотя я и не являюсь приверженцем ни тех, ни других (домашняя еда!). Так и продукт творчества Борисова можно расценивать как быстрый способ настроиться на нужную волну и вычистить из головы повседневный мусор, которым атакует прохожих любой из городов.


Собственно, с предельно чистого от любых антропологических факторов звука и начал свой сет следующий участник - Александр Сенько. Скупая геометрия форм на видео и не менее аскетичное звукотворчество на выходе из колонок. Такое впечатление, будто провалился сквозь привычный масштаб существования в какой-то аналог флэтландии, который, однако хитроумно изогнули всевозможными алгоритмами сборки и компактизации. Скрытые измерения звука то и дело просвечивали сквозь мрачное полотно гудящих низов, но так и не проявились достаточно хорошо, чтобы их можно было рассмотреть. Впечатление, аналогичное попыткам разглядеть улиток на дне мутного аквариума - вроде бы что-то красивое там шевелится, но что именно - сказать сложно. Квадра-звук не показал каких-то впечатляющих результатов, вполне возможно, именно из-за перебора с низами - их булькание забивало собой потенциальный объем звучания. Не иначе, как воплощение темной материи в звуке - казалось бы бесконечная вселенная звука, создаваемая Александром оказалась непроглядно темной. Также выступавший в квадро-звуке ::vtol:: наступил поначалу на те же грабли, но по ходу дела все-таки смог от них увернуться, разнообразив абстракный минимализм всевозможными переходами от шума к тишине, варьируя поток частот от микросаунда к обширным пространствам. Звучание было богаче, но принцип абсолютно тот же - абстрактная геометрия пространства-времени, выраженная в звуке с математической точностью, нечеловеческой безэмоциональностью и холодной техногенностью. Думаю, как минимум половина присутствовавших слушателей именно за тем и пришли, так что выступление Дмитрия Морозова можно назвать более чем удачным. Что же касается лично меня, то концерт грозил стать передозировкой цифровыми алгоритмами, если бы не спасительный сет тверского дуэта Dvory.


Внимательный читатель наверное уже заметил, что я отклонился от последовательности в которой выступали участники, но именно так, на мой взгляд вести рассказ удобнее - нелинейно описывая поток впечатлений, роящийся в голове после посещения настолько насыщенного событиями концерта. Так вот, Dvory событийную насыщенность заметно сгладили ровным и приятно расслабляющим дроуном без резких поворотов и неожиданных шумов. Труба с дилеем и дронирующая бесконечный аккорд электрогитара - вот по сути и все, что происходило на поверхности. Но, как известно, дроун требует внимания на уровнях микротональных сдвигов и гармонических дрейфов - вот этого в музыке Дворов было более чем достаточно. Хоть звучание вначале и было несколько резковатым из-за заводившихся микрофонов и надменно зависших между полом и потолком стоячих волн, чем дальше, тем больше все смягчалось, утопая постепенно в вибрациях теплого звукового океана, созданного тверским дуэтом. Полчаса спокойствия в буйстве экспериментаторства - весьма приятный подарок от организаторов. И снова-таки, был на фестивале свой антипод и для Dvory - проект Metro 3 (хронологически выступавший перед ними), отчаянно шумевший всеми располагавшимися у них средствами. В ход шла такая же (вроде бы) труба, но уже в чисто джазово-импровизационной манере, плюс электроника и гитара. В творящемся буйстве частот очевидно прослеживалась увлеченность современным шумовым джазом (что-то в духе Лассе Мархауга, наверное), свободная импровизация и просто нойз, не скованный кроме энтузиазма музыкантов чем-либо еще. Получалось мощно и разнообразно, но совершенно непонятно. Пожалуй, музыканты от своей игры получали гораздо больше удовольствия, чем слушатели. Что для импровизаторства отнюдь не зазорно, так ведь?


К сожалению, на какое-то время мне пришлось отвлечься на бартерно-финансовые махинации с дисками и кассетами, так что выступления Alex Pleninger и Rombix послушать толком не удалось - и, судя по реакции других слушателей, зря. Но, к счастью для тех, кто уже устал, дочитав до этой строчки, я перейду непосредственно к "виновнику торжества", Рутгеру Зюйдервельту, так же широко известному под псевдонимом Machinefabriek. Сразу скажу, за творчеством уважаемого голландца я начал следить года с 2008-го, но далеко не всегда успевал за темпами роста его дискографии, так что судить о развития проекта могу не слишком глубоко. Точно знаю одно - в создании нетривиального дроун-эмбиента Ругеру мало равных, и стиль его работ узнается практически моментально. Свое московское выступление Рутгер эмбиентными полотнами обогатил лишь к концу, большую часть времени получасового сета создавая нечто абсолютно нелинейное, неожиданно красивое и кристально чистое. Вот здесь-то и проявилась в полной мере мощь акустики Ampersound - звук буквально наполнял собой каждый уголок пространства, не превращаясь при этом в вязкую кашу частот. Округлые низы так и хотелось потрогать, настолько осязаемым казался звук. Шумы и потрескивания звучали будто бы прямо в голове, а вибрации пространства ощущались всем телом. При этом не было и следа давящего или "сокрущающего" звука, который любят электронщики, более увлеченные битом и низами. Музыка была весьма телесной, но чрезвычайно комфортной. Подобного эффекта мало кому удается достичь где-либо, кроме собственной вдоль и поперек изученной студии, но для Рутгера новое пространство быстро стало частью композиции. В целом, описывать музыку Machinefabriek словами достаточно сложно, потому как после некоторой точки насыщения мой ум перестал вести какие-либо заметки и анализаторские навыки уступили место простому, по-детски наивному восторгу... А это, очевидно, говорит о многом.

Думаю, сказанного выше достаточно, чтобы понять, что если вы по какой-то причине пропустили это мероприятие, не стоит повторять такую ошибку в будущем, а еще лучше - подписаться на обновления арт-объединений SoundArtist.ru и do_or_die.

событие на фейсбуке
событие вконтакте

Комментариев нет:

Отправить комментарий

что вам думается по сему поводу, господа?