Страницы

7/13/2013

Thanos Chrysakis – МАГМА


Thanos Chrysakis
МАГМА
Monochrome Vision records, 2012

Неизвестно, проводились ли статистические исследования по распределению композиторов по странам мира, но, думаю, уверенно можно говорить о его краней неравномерности. Европа, США, Россия – вот главные поставщики музыкального "продукта", в то время как в странах экзотических на экспорт идет только разнообразная "этника" да, в лучшем случае, полевые записи. Греция лежит где-то между откровенной экзотикой и Европой, при этом будучи не так уж далеко от того, что принято считать восточной музыкой. Честно говоря, до сих пор мне приходилось сталкиваться только с греческим тяжелым металлом, нойзом сомнительного качества и, конечно же, рембетикой. Бегло вспоминаются разве что Vangelis и Ксенакис из "старичков" и Subheim да Melorman из молодых исполнителей. Можно сказать, что Фанос Хризакис – первый оказавшийся в моей коллекции греческий композитор. Его имя и фамилия весьма созвучны с Ксенакисом, что, конечно же, наталкивает на соответствующие ассоциации при прослушивании музыки. Тем не менее, стараясь избегать любый тривиальных восприятий, каждый может на собственном опыте убедиться, что музыка Хризакиса настолько же самостоятельна, как если бы никогда и не было никакого Ксенакиса. 

Для всей авангардной электроники раннего периода (да и позднего тоже) зачастую свойственна чрезмерная "рациональность", – говоря проще, она создана "от ума", полностью игнорируя уровень эмоций и уж тем более какие-либо духовные струны. По сути, только разбирающийся в технике создания подобной музыки человек может как получать удовольствие от ее прослушивания, так и понимать в полной мере идеи, ее образующие. С музыкой современной ситуация несколько лучше, но все еще есть разграничение на музыкальных "материалистов" и "спиритуалистов", что зачастую дает слушателям данных направлений слишком мало точек соприкосновения. В этом плане особенно интересны произведения, удивляющие не только изяществом программирования или какими-то уникальными способами звукоизвлечения (что, по сути и есть "звуковой материализм"), но и зарагивающие некие области бессознательного, где рождаются интуитивные, иррациональные образы и ассоциации. Последнее то и дело происходит при прослушивании "Magma" – рациональные ассоциации с тектоникой и минеральным миром плавают на поверхности сознания, в то время как музыка то дело увлекает за собой к самому основанию айсберга, где каждый раз отыскивается что-нибудь новое. 

Подобное свойство в современной электроакустической музыке встречается все чаще, но по-прежнему не выходит в разряд правила, оставась, пусть и приятным, но исключением. Так же, как нелегко проследить за трансформациями того или иного микро-звука (а их тут предостаточно), так непросто бывает уследить за игрой образов, которые макро-композиция порождает. Под приставкой "макро" здесь подразумевается задействованность в музыке не только звука, но и самого слуха, слушателя и пространства слушания. Интересны различия между тем, как эта запись звучит в наушниках и на различных динамиках, тем более - в различных помещениях (тут стоит вспомнить, что Танос также создает звуковые инсталляции). Если бы мне удалось получить доступ к безэховой камере, то "Magma" была бы в самом верху желаемого к прослушиванию списка наряду с альбомами Риодзи Икеды и Тейлора Дюпри. Впрочем, внимательной к структуре и пространству музыки не так уж мало, но она редко бывает "добра" к слушателю. Хризакис в этом плане настоящий гуманист, хотя эмбиентом его музыку тоже не назовешь. Как бы там ни было, "Magma" – прекрасный представлитель аудио-организмов того вида, который находится в симбиозе с человеческим восприятием, в равной степени стимулирующий мышление и воображение, раскрывая при этом новые пространства и направления познания.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

что вам думается по сему поводу, господа?